bus.gov



   

 

 datehistruss 180x80 

trudvsem

 

culture 

logo gasuГАСУ "Управление"

 

 

 

pravo minjst.ru

 

 

 

 

 

 

 

Создано 27 Июнь 2016 Категория: Официальные выступления и заявления
Просмотров: 555
Печать

Уважаемый Владимир Ростиславович! Уважаемые коллеги!

Южный федеральный округ представлен 6 субъектами - Ростовской областью, Краснодарским краем, Республикой Калмыкией, Волгоградской областью, Астраханской областью и Республикой Адыгея.
Как вы видите, наш округ многонациональный и многоконфессиональный, в нем проживает более 100 национальностей. В нем представлено многообразие культур, которые мирно соседствуют, обогащают и развивают друг друга.
Сельская культура Южного федерального округа в современных условиях представлена в основном центрами народной культуры, домами культуры, библиотеками, музеями, детскими школами искусств, кинотеатрами и киноустановками. Около 85 % из всех учреждений культуры округа расположено в сельской местности.
Исполнительные органы власти по культуре субъектов Южного федерального округа осуществляют свою деятельность, руководствуясь основным стратегическим документом, определяющим направления развития сферы культуры – «Основами государственной культурной политики», утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808.
В Южном федеральном округе для улучшения деятельности учреждений культуры села принимаются и реализуются государственные и муниципальные программы. Для обеспечения доступа населения к культурным ценностям, предоставляются льготы детям и молодежи, студентам и учащимся профессиональных образовательных организаций для посещения музеев и ДШИ. В субъектах активизирована работа по обеспечению доступности культурных благ и услуг для всех групп населения, включая социально незащищенные слои населения и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Регионы принимают активное участие в реализации федеральных программ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Наряду с этим, работа направлена на исполнение майских Указов Президента России. Все целевые показатели в округе практически достигнуты.
Стратегические цели и задачи региональной культурной политики сформулированы в следующих основных документах: Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 № 1538-р), стратегиях социально-экономического развития субъектов ЮФО на период до 2020 года и в государственных программах развития культуры регионов.
В ЮФО приняты нормативно-правовые акты, в той или иной степени затрагивающие вопрос поддержки культуры на селе. Данные акты, в зависимости от сферы регулирования, устанавливают порядок финансирования учреждений на селе, определяют условия социальной поддержки работников села, закрепляют механизм технической модернизации учреждений.
В рамках государственной программы России «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы решаются вопросы сохранения и развития культурного наследия Дона, Кубани, Адыгеи, Калмыкии, Астрахани и Волгограда.
Важной задачей является развитие различных видов искусства, музейного и библиотечного дела, а также формирование привлекательного образа ЮФО на российском и международном туристских рынках, развития новых направлений въездного и внутреннего туризма.
За последние 3 года в ЮФО заметно сократилось число сельских учреждений культуры. Например, в Волгоградской области на 74, в Астраханской области на 28, в Республике Адыгея на 25. Это обусловлено тем, что происходит снижение численности сельского населения, идет развитие домашних форм проведения досуга с использованием новых информационно – коммуникационных технологий, а также оптимизация бюджетной сети в рамках проведения реформы в бюджетном секторе, в основном киноотрасли.
Вызывает тревогу резкое сокращение числа работников в сельских учреждениях культуры, и как показывает мониторинг независимой оценки качества, проведенный общественными советами регионов, это обусловлено низкой заработной платой, постепенным переходом ряда учреждений на оказание услуг в электронном виде и формированием мультифункциональных и многофункциональных центров. Но необходимо сказать, что сэкономленные посредством исполнения майских указов Президента России средства были направлены на повышение оплаты труда.
Так, по сравнению с 2012 годом в Астраханской области заработная плата выросла в 2 раза, а в остальных субъектах округа в 1,5-1,7 раза. Средняя заработная плата по культуре в ЮФО за 1 квартал 2016 года составила 15 656 рублей, в 2013 году она составляла 13 916 рублей.
(- в Республике Адыгея в 2015 году составила– 14 300 руб. (основного персонала 14 832 руб.) или 104,0 % к уровню достигнутом в 2014 году в абсолютном выражении 13 752 рублей, в то время как в 2013 году она составляла 11 304 руб., а в 2010 – 8 214 руб.
- в Астраханской области средняя заработная плата работников муниципальных учреждений культуры увеличилась по отношению к уровню 2012 года в 2,7 раза и составила 17 329 рублей, в 2012 году составляла 6 389 руб.
- среднемесячная заработная плата работников учреждений культуры Волгоградской области на 2015-2016 годы - 15 227,1 руб., фактически по состоянию на 01.06.2016 достигнуто 15 312,6 рублей, прирост к уровню 2012 года - 43,6 %.
- в Республике Калмыкия в 2015 заработная плата работников учреждений культуры составила 12840 руб., в 2012 году составляла – 9723 руб.)
Для привлечения молодых специалистов субъектами округа проводится большая работа, принимаются законодательные акты, применяются льготы.
В 90 % субъектах ЮФО приняты меры социальной поддержки работникам учреждений культуры, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
(- в Астраханской области предусмотрена поддержка молодых специалистов, приступивших к профессиональной деятельности в учреждениях культуры в сельских поселениях, путем предоставления единовременного пособия в сумме 50 000 руб., а также участие в программе «Обеспечение жильем», по которой предоставляется жилое служебное помещение и квартиры. В соответствии с Законом Астраханской области от 27.12.2004 № 68/2004-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан» меры социальной поддержки распространяются на работающих и проживающих в сельской местности работников культуры;
- ежегодно, начиная с 2011 года, в составе бюджета Волгоградской области, Республики Адыгея на очередной год предусматриваются субвенции бюджетам муниципальных образований на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам учреждений культуры (библиотек, музеев, учреждений клубного типа) и учреждений кинематографии, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории региона. Также, с целью создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, на территории области приняты и действуют следующие законодательные акты: Закон Волгоградской области от 18.11.2013 № 151-ОД "О предоставлении иных межбюджетных трансфертов на выплату денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениями культуры, находящимся на территории сельских поселений Волгоградской области, и их работникам; Закон Волгоградской области от 14.07.2015 № 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно"; Государственная программа Волгоградской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на плановый период до 2020 года";
- в соответствии с положениями об оплате труда принятыми на территориях муниципальных образований Ростовской области библиотечные специалисты имеют надбавку 25% к основному окладу за работу в сельской местности. В области ежегодно проводится конкурс на получение денежного поощрения лучшим муниципальным учреждением культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работников.
- в Республике Калмыкия отдельных льгот нет, однако приняты законодательные акты, направленные на поддержку учреждений культуры в сельской местности: Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 31мая 2016г. №180-р «О распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам Республики Калмыкия на софинансирование расходных обязательств Республики Калмыкия, связанных с реализацией мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в том числе по развитию сети учреждений культурно-досугового типа, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»; Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 3 июня 2016 г. № 195-р «Распределение субсидий из республиканского бюджета бюджетам районных муниципальных образований Республики Калмыкия на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности на 2016 год». Такие законодательные акты приняты во всех субъектах ЮФО.
- основным инструментом реализации в Ростовской области государственной культурной политики является государственная программа Ростовской области «Развитие культуры и туризма», в рамках которой решаются вопросы сохранения культурного наследия Дона, развития различных видов искусств, музейного и библиотечного дела, образования, а также формирования привлекательного образа области на российском и международном туристских рынках, развития новых направлений въездного и внутреннего туризма;
- с целью повышения профессионального мастерства работников и учреждений муниципальных образований в Республике Адыгея, а также престижа профессии проводятся республиканские конкурсы: «Лучший библиотекарь года», «Лучшая сельская библиотека», «Лучший культработник», «Лучший Дом культуры», «Лучшая детская школа искусств». По итогам конкурсов победителям вручаются денежные вознаграждения и призы. В культурно-досуговых учреждениях цена детских билетов ниже цены взрослых билетов, для детей – инвалидов и детей из многодетных семей бесплатный вход или льготная цена на билеты).
Одной из главных задач государственных ведомств в сфере культуры является улучшение состояния материально-технической базы учреждений. В этом направлении субъектами Южного федерального округа ведется большая работа.
Также, хотелось бы обратить внимание на то, что при реализации мероприятий по строительству предусматриваются средства в государственных программах, так как отдельные бюджеты субъектов не имеют возможности реализовать весь необходимый объем строительства за свой счет.
Значительные средства направляются на оснащение музеев и детских школ искусств компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, создание модельных библиотек, комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований, проведение мероприятий по подключению общедоступных библиотек к сети Интернет. Ведется работа по повышению квалификации педагогов образовательных учреждений в сфере искусств.
Наиболее благоприятные условия для улучшения материально-технической базы сельских учреждений культуры созданы в Краснодарском крае. В результате реализации программ за последние девять лет отремонтировано 221 клубное учреждение, закуплено и установлено новое техническое оснащение (световое, звукоусилительное оборудование, одежда сцены, кресла для зрительных залов, музыкальные инструменты и прочие) в 31 культурно-досуговом учреждении. На эти цели из краевого бюджета было выделено около 1 миллиарда рублей.
Также, в 2015 году капитальный ремонт был проведен в МБУК Белоглинский историко-краеведческий музей и МКУК «Музей истории ст. Полтавской». В МКУК «Музей станицы Бриньковской имени Г.Я. Бахчиванджи» в настоящее время идет реконструкция и частичная замена стационарных экспозиций. Увеличилась площадь фондохранилища с 19,2 м2 до 32,2 м2 за счет проведенного ремонта. В МКУК «Старощербиновский историко-краеведческий музей имени М.М. Постернак» разработана проектно-сметная документация по замене кровли. Произведен частичный ремонт кровли. МБУК «Брюховецкий историко-краеведческий музей» и МБУК «Ленинградский районный историко-краеведческий музей» в настоящее время требуют капитального ремонта.
Важнейшей проблемой музеев является обеспечение безопасности, надлежащей инженерно-технической укрепленности в сочетании с оборудованием системами ОПС, системами контроля и управления доступом.
За последние 5 лет за счет республиканского и местного бюджетов в Республике Адыгея построили 2 сельских Дома культуры по типовому проекту в аулах Шенджий и Нечерезий. Также изготовлена проектно-сметная документация на строительство 2-х объектов культуры в аулах Псейтук и Ходзь, строительство которых будет осуществляться в 2017-2020 годах.
В Волгоградской области в 2015 году выполнены работы по капитальному и текущему ремонту зданий, помещений, сооружений 127 сельских учреждений культуры на общую сумму в размере 35,2 млн. рублей. Общий объем средств, затраченных в 2015 году на приобретение основных средств для сельских учреждений культуры, составил 28,6 млн. рублей.
В Республике Калмыкия в 2015 году из республиканского бюджета было выделено 3750,0 тыс. руб. на модернизацию учреждений культуры. Средства направлены на ремонт сельских домов культуры Верхнеяшкульского Целинного района, Северного Лаганского района и Вознесеновского Приютненского района.
По итогам 2015 года в специально построенных помещениях находятся 35(3,6 %) муниципальных общедоступных библиотек Ростовской области, наибольшее число библиотек в муниципальных районах расположены в помещении домов культуры 486 (60,5%) библиотек, как и в других субъектах ЮФО, 244 (25,4 %) библиотек размещены в приспособленных помещениях в жилых зданиях 112 (11,7%).
Несмотря на то, что ежегодно в бюджетах субъектов ЮФО предусматриваются финансовые средства на улучшение материально-технической базы сельских учреждений культуры, к сожалению, еще свыше 50 % учреждений требуют капитального ремонта.
Так, капитального ремонта различной степени сложности требует 192 библиотеки Ростовской области, что составляет 20,1 % от общего числа библиотек. Количество зданий, требующих капитальный ремонт, сократилось на 76 единиц (17,7 %) и составило 353 здания, также на 1 единицу сократилось количество аварийных зданий. (Финансирование в 2012 г. составило по муниципальным музеям 13812,4 тыс. руб., а в 2016 г. 22852,8, что на 9040,4 больше. Основная часть бюджетного финансирования составили расходы на заработную плату)
В Краснодарском крае на 1 июня 2016 года в неудовлетворительном состоянии находятся помещения 47-ми (5,6 %) библиотек села (в 2012 году – 33 библиотеки, или 4 %). Из них 42 библиотеки требуют капитального ремонта (в 2012 году – 32) и 5 находятся в аварийном состоянии (в 2012 году – 1).
В Республике Адыгея в сельской местности требуется ремонт 14 библиотекам (9,5%). Из общего числа зданий культурно-досуговых учреждений (125 ед.) 75 ед. (45,6%) требуют капитального ремонта.
В Республике Калмыкия капитального ремонта требуют 35 зданий культурно-досуговых учреждений, или 25,1% от их общего числа.
Задачами, требующими решения, остаются недостаток и отток квалифицированных кадров в учреждениях культуры, отсутствие возможности обеспечения жильем работников культуры, нуждающаяся в обновлении материально-техническая база сельских учреждений культуры, а также отсутствие пенсии за выслугу лет у педагогов детских школ искусств, в связи с чем происходит отток высококвалифицированных кадров в общеобразовательные школы и центры детского творчества, отсутствие льгот по коммунальным услугам на федеральном уровне.
В отличие от других работников социальной сферы (образования и здравоохранения) для работников культуры в федеральном законодательстве не установлены гарантии на предоставление компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.
В целях повышения престижности профессии, закрепления кадров на селе, улучшения их жизненных условий, необходимо внесение в федеральное законодательство нормы по выплате компенсации за коммунальные услуги сельским работникам культуры.
Другая проблема связана с закреплением профессиональных педагогов в детских школах искусств. В 90-х годах музыкальные школы стали расширять перечень образовательных услуг по различным видам искусств и переходить в статус детских школ искусств. Это привело к тому, что в начале 2000-х годов преподаватели ДШИ не вошли в список должностей и учреждений, которые имеют право на пенсию по выслуге лет, хотя они являются педагогическими работниками. Однако у них право на досрочную пенсию по старости отсутствует, в то время как педагогические работники аналогичных учреждений такие права имеют. Например, руководители школьных кружков.
В связи с этим идет отток кадров из сферы культуры. Педагогические работники, имеющие консерваторское образование, стали переходить в общие образовательные школы.
В связи с этим считаем необходимым:
- на законодательном уровне гарантировать право на досрочную пенсию по старости педагогическим работникам детских школ искусств;
Внесение этих изменений позволит устранить данную правовую коллизию и гарантировать право на досрочную пенсию по старости преподавателям детских школ искусств и аналогичных образовательных организаций дополнительного образования детей в сфере культуры.
Эти вопросы должны стать предметом не только глубокого анализа, но и принятия решений, в том числе на законодательном уровне. Вопросы закрепления кадров затрагивают всю сферу культуры Российской Федерации и касаются значительной части работников культуры.
Также, в качестве одного из решений по устранению вышеназванных проблем можно предложить создание Национального проекта, в цели и задачи которого входила бы поддержка сферы культуры в регионах. Подобные проекты уже созданы в 4 отраслях - Национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Жильё», «Развитие АПК».
Данные проблемы мы выносили в мае на рассмотрение на Совете Федерации, и просим Вас, коллеги, поддержите эти предложения.
Надеемся, что общими усилиями мы сможем создать благоприятные условия для развития культуры села.

Доклад окончен.
Спасибо за внимание.

УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ САЙТА

МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

НАШ САЙТ НАХОДИТСЯ НА НОВОМ ДОМЕННОМ ИМЕНИ:

http://www.adygheya.ru/ministers/departments/ministerstvo-kultury

ВСЯ СУЩЕСТВУЮЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ СОХРАНИТСЯ ТУТ ДО 04.11.2019

БЛАГОДАРИМ ЗА ПОНИМАНИЕ!

МОНИТОРИНГ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ

Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи "Нальмэс

Государственный ансамбль народной песни Адыгеи "Исламей"

Детская хореографическая студия народного танца "Майкопчанка

Камерный музыкальный театр Республики Адыгея им. А.А. Ханаху

Картинная галерея Республики Адыгея

Национальная библиотека Республики Адыгея

Национальный музей Республики Адыгея

Русский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина

Центр народной культуры Республики Адыгея

Адыгейская республиканская юношеская библиотека

Государственная филармония Республики Адыгея

Национальный театр Республики Адыгея имени И.С. Цея

Адыгейская республиканская детская библиотека

Адыгейская республиканская детская школа искусств имени К.Х. Тлецерука

Адыгейская республиканская специальная библиотека для слепых

Адыгейский республиканский колледж искусств имени У.Х. Тхабисимова